8 (495) 988-79-56
Новости / Рынок аренды фасадно-подъемного оборудования

Рынок аренды фасадно-подъемного оборудования

Следует отметить, что конкретно рынок аренды подъемного оборудования в России практически не изучался. Обычно он рассматривается как часть рынка аренды строительного оборудования и спецтехники в целом, где составляет лишь малую часть. Объем рынка аренды строительный техники в целом по данным а 2015-2016 годы составлял порядка 50 миллиардов рублей и рос на десятки процентов в год. Какая часть приходилась при этом на аренду фасадной техники, сказать сложно. Известно, что в десятку самых востребованных машин входят грейдеры с долей около 3%. Это значит, что на мачтовые подъемники и подвесные люльки приходится значительно меньше 1%. 

Если попытаться охарактеризовать российский рынок фасадно-подъемного оборудования одним словом, то эти словом однозначно будет «неразвитый». Несмотря на почти тридцатилетнюю историю и огромные объемы он так и не приобрел черты зрелого рынка даже в Москве.

В подавляющем большинстве случаев зрелый рынок характеризуется медленным ростом и наличием крупных игроков, которым принадлежат крупные доли. В случае с рынком аренды также имеет значение доля техники, которая приобретается прокатными конторами. Зрелыми считается рынок, где в аренду сдаётся больше половины покупаемой техники. В США ее доля составляет как раз 50%, в Японии - 60%, в Великобритании - 80% - эти рынки почти не растут и считаются полностью сформированными. В других европейских странах доля арендной техники намного меньше - во Франции - 25%, в Германии - 20%, в Италии - меньше 10%. Впрочем, даже на фоне этих стран российский рынок выглядит целиной - для проката закупается меньше 5% строительного оборудования. Не исключено что доля закупаемых для проката фасадных подъемников больше, но едва ли существенно.

Крупных игроков на российском рынке аренды фасадного оборудования пока нет. На рынке спецтехники есть компании с сотнями единиц, но даже они не контролируют и одного процента рынка в тех регионах, где работают. Тенденция к консолидации рынка наблюдается, но темпы консолидации очень низкие - количество компаний на рынке растет быстрее, чем растут самые крупные из них. Это связано со спецификой бизнеса аренды строительной и подъемной техники:

1. Очень низкий порог входа в бизнес - как финансовый, так и интеллектуальный. Для старта достаточно купить несколько подъемников или других машин на вторичном рынке, привести их в порядок и разместить рекламу.
2. Высокие ставки и сложности с получением кредита для бизнеса. Добившиеся первого успеха компании не могут быстро нарастить парк техники.
3. Слабые предпринимательские навыки и скромные амбиции основателей - зачастую это бывшие наемные строители, которые смогли накопить на собственный маленький парк и в целом удовлетворены уровнем дохода.
4. Отсутствие на рынке труда свободных менеджеров, которые умеют быстро растить бизнес. Разумеется, компетентные специалисты в России есть, но их привлекают другие рынки и отрасли - в первую очередь финансы, IT и ритейл. 
5. Существенная разница в налоговой нагрузке и нормах отчетности для микробизнеса и средних/больших компаний. Предприниматели оказываются не готовы к совершенно иному уровню фискального давления и отказываются от роста и создания разветвленной сети филиалов.
6. Сложности с контролем состояния техники и выручки в удаленных филиалах. Значительная часть выручки в прокатных конторах поступает от физических лиц наличными или переводами на карту. Контролировать движение денег «мимо кассы» без физического присутствия в таких условиях чрезвычайно сложно.

Присутствие большого количества мелких игроков на большом и растущем рынке создает для потребителей некоторые сложности - в индустрии нет стандартов качества, практически не играет роли репутация и нередко встречаются случаи откровенного мошенничества (впрочем, со стороны клиентов тоже). С другой стороны, небольшие компании чаще предлагают индивидуальный подход, охотнее дают скидки при аренде техники на продолжительный срок и ценят налаженные личные отношения. В большой компании с налаженными и практически обезличенными процессами это невозможно. 

8 (495) 988-79-56