Номенклатура строительных подъемников отнюдь не исчерпывается только подвесными люльками, которые мы часто видим на улицах городов. Существуют и другие типы машины; они встречаются реже, но технически намного более интересны, чем уже привычные нам люльки. В этой статье мы расскажем о самых распространенных типах строительных подъемников.
Стреловые подъемники позволяют перемещать рабочую платформу не только вертикально, но также вдоль фасада или другого объекта. Они бывают коленчатыми и телескопическими. Рабочая высота у этих подъемников сравнительно небольшая; самые большие модели имеют высоту около 40 м. Масса платформы с грузом тоже невелика: у коленчатых она обычно не превышает 250 кг, а у телескопических — 450 кг.
Поскольку такие подъемники довольно дороги и не имеют больших преимуществ при проведении фасадных работ, в городах их используют редко. Однако они очень полезны, при ремонте путепроводов, мостов и некоторых других расположенных на высоте конструкций, а также при обрезке и вырубке деревьев в условиях крайне плотной застройки.
Основной конструктивный элемент такого подъемника — скип, то есть ковш, который поднимается обычно на тросе и перемещается по направляющей. Скиповые подъемники применяют только для подъема груза, поднимать людей на них нельзя. Как правило, их используют в горнорудной промышленности для подъема руды или другой породы, а также в строительстве для работы с сыпучими строительными материалами.
Мачтовые подъемники встречаются довольно часто. Основным конструктивным элементом таких является мачта или мачты, по направляющих которых перемещается грузонесущее устройство. Чаще всего в качестве грузонесущего устройства используется закрытая корзина или платформа похожая на платформу подвесной люльки. Сама мачта или мачты всего крепятся к фасаду здания или другой конструкции, хотя бывают и подъемники, где мачта просто стоит на платформе.
Большое преимущество мачтовых подъемников — высокая грузоподъемность, а также способность работать в том числе при высоких или низких температурах и сильном ветре. Такие подъемники, в частности, выпускает итальянская компания Salerno Ponteggi.
Шахтные подъемники технически похожи на мачтовые; разница в том, что у них направляющие находятся внутри груза подъемного устройства. Большим плюсом таких подъемников является доступ к платформе со всех сторон. Недостатками являются сравнительная сложность конструкции и высокая цена.
Подвесные подъемники — самые распространенные; это то, что мы называем фасадными люльками. В подвесном подъемнике есть консоль; она устанавливается на крыше здания или другой высокой вертикальной опорной поверхности, а сама рабочая платформа вывешивается на тросах вниз и перемещается благодаря лебедке, которая работает от электродвигателей Подвесные подъемники идеальны для проведения фасадных работ при ремонте высотных зданий, а также для ремонта дамб, плотин, промышленных труб и некоторых других больших конструкций.